Отмеченный наградами журналист-расследователь из журнала «Ханада» объясняет, как правительство отдавало предпочтение группе, выступающей против Церкви Объединения, а не тем, кто защищал церковь.
14.03.2023, Масуми Фукуда, bitterwinter.org
9 декабря 2022 года в Японское агентство по делам культуры была подана онлайн-петиция с 204 588 подписями с просьбой немедленно приказать бывшей Церкви Объединения («бывшей», потому что теперь она называется Семейной федерацией за мир и объединение во всем мире) распуститься.
В тот день разгневанные бывшие члены бывшей Церкви Объединения во втором поколении, в том числе Саюри Огава (псевдоним) и Кейко Кабураки (еще один псевдоним), журналист-фрилансер Eight Suzuki (псевдоним), а также группа, поддерживающая недовольных бывших члены посетили Агентство по делам культуры. От их имени Огава передала петицию с подписями и письмо, адресованное Хироаки Исидзаки, директору отдела по делам религии Агентства по делам культуры, входящего в структуру министра образования, культуры, спорта, науки и технологий.
В тот вечер встреча широко транслировалась по телевидению. Когда Исидзаки торжественно принимал петицию от Огавы, вероятно, в помещении Агентства по делам культуры, в присутствии нескольких СМИ, одновременно прозвучали десятки затворов камер и вспыхнули вспышки. Это была великая церемония. По словам Eight Suzuki, директор Исидзаки пообещал всем: «Я позабочусь о том, чтобы собрать достаточно доказательств, чтобы избежать того, что запрос [о юридическом роспуске бывшей Церкви Объединения] будет отменен в суде».
Двенадцать дней спустя, 21 декабря, в Агентство по делам культуры было подано еще одно ходатайство, касающееся бывшей Церкви Объединения. В данном случае подписи не собирались онлайн, но петицию подписали от руки 23 486 нынешних верующих Семейной федерации за мир и объединение во всем мире. Однако петиция была отправлена по почте, а не доставлена лично. Почему?
Семейная федерация хотела передать ее непосредственно руководителю Агентства по делам культуры. Представитель юридического отдела Семейной федерации, у которого хорошие отношения с агентством, попросил их организовать визит. Сначала им сказали, что Агентство подготовит комнату для переговоров по-тихому, потому что делегация Семейной федерации поднимет шум, если они войдут в Агентство по делам культуры через главный вход.
Однако позже, когда представитель Семейной федерации снова позвонил своему контактному лицу в Агентстве по делам культуры, позиция госслужащего изменилась. Он сказал, что «журналисты всегда находятся возле официальной резиденции премьер-министра [которая расположена рядом с Агентством]. Во избежание неприятностей, пожалуйста, отправьте петицию нам по почте». Представитель Семейной федерации настаивал: «Мы хотим подать это лично», но сотрудник агентства не позволил этого сделать.
Представитель Семейной федерации был расстроен, но он не стал настаивать дальше, поскольку руководство его религиозного движения проинструктировало его: «Мы не хотим конфликтовать с Агентством по делам культуры».
Это был явный случай дискриминации. Более того, это была дискриминация со стороны правительства.
Интернет-петиции в последнее время стали довольно популярными. Традиционно петиции подписывались каждым заявителем вручную. В случае онлайн-петиций один и тот же человек может подписать несколько раз, создав несколько учетных записей электронной почты. Также возможно подписаться анонимно или использовать псевдонимы. Таким образом, становится ясно, что онлайн-петиции менее надежны, чем традиционные петиции, подписанные от руки. В онлайн-петиции от заявителей не требуется раскрывать личные данные, и они не могут быть проверены.
Петиции от Семейной федерации все разные. Они включают стандартную часть и одну, составленную каждым отдельным просителем, хотя стиль немного отличается от одной поместной церкви к другой. Вверху бланка формата А4 заранее напечатаны имена получателей: «Г-ну Фумио Кисида, премьер-министру Японии, и г-же Кейко Нагаока, министру образования, культуры, спорта, науки и технологий». Первое предложение также напечатано заранее: «Наша вера — основа нашей жизни, а Семейная федерация — сердце нашей веры. Мы надеемся, что будет принято справедливое решение и наша [религиозная] организация не будет распущена…» В остальных частях петиций верующие описывали своими личными словами свои мысли и чувства, добавляя дату, имя и адрес каждого просителя.
«После того, как этот способ действий был раскрыт в Интернете, — пояснил Сусуму Сато, представитель Семейной федерации, — некоторые отметили, что Федерация научила своих членов повторять одни и те же истории. Фактически, кроме первого стандартного предложения, верующие могли свободно писать все, что хотели, и откровенно выражать свои личные чувства.
Произошло следующее: летом прошлого года освещение в средствах массовой информации деятельности Семейной федерации становилось все более и более предвзятым, и верующие второго поколения начали критиковать нашу церковь за то, что она не отвечает. Мы получаем все больше писем от верующих, обеспокоенных тем, что наша церковь может исчезнуть, если ситуация не изменится, и с просьбой отреагировать и предотвратить возможный роспуск нашей религиозной организации».
«Около двадцати-тридцати верующих, — продолжал Сато, — самостоятельно написали письма в Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий (MEXT) и в правительство, но большинство из них не знали, куда и кому адресовать эту корреспонденцию. Итак, мы подготовили шаблон и сказали им, что если они составят петицию и отправят ее в головной офис, мы передадим ее правительству, как только соберем определенное количество писем. Потом мы получили большое количество петиций. В качестве крайнего срока мы указали 15 декабря, и к тому времени мы получили 23 486 петиций. Это было не выражение гнева или протеста, а искренняя просьба не отнимать самое дорогое. Еще больше верующих хотели подписать, но после колебаний отказались.
Бывшая Церковь Объединения заранее выбрала трех представителей для передачи петиций. Эти трое должны были лично передать прошения и зачитать из них отрывки, подтверждающие их основное содержание. Все трое представителей, Юри Сайто (26 лет), Киаки Кодзима (27 лет) и Йоко Уэда (псевдоним, 26 лет), были верующими второго поколения. Они получили разрешение от родителей и родственников, были готовы показать свои настоящие имена и лица и были готовы к своей непростой миссии (только Уэда использовала псевдоним, но была готова показать свое лицо).
Кодзима сказала: «Я была так счастлива, когда меня попросили заняться этим делом, и мы втроем обсуждали, как бы нам хотелось зачитать выдержки из петиций, в которых выражались искренние чувства более 20 000 верующих. Посмотрев выступление [бывшей участницы-отступника] Саюри Огавы на YouTube, мы знали, что не получим столько внимания, сколько она. Тем не менее, мы надеялись на небольшое освещение в СМИ, поэтому для нас было огромным шоком, когда встреча не состоялась».
«Я прочитал все петиции, которые они написали, одну за другой, — добавила Кодзима, — и чуть не заплакала. Это были поистине искренние голоса и взгляд на жизнь этих верующих. Я была готова отразить мысли и чувства, которые они не смогли выразить, потому что были подавлены оппозицией, — выразить эмоции, которые накапливались с годами. Поэтому, когда я услышала, что встреча будет отменена, я почувствовала ужасное чувство неприятия и задалась вопросом, почему ее отменили». Уэда тоже была разочарована.
Масуми Фукуда родилась в Иокогаме в 1956 году. Окончила факультет социологии Университета Риккё. Поработав в специализированном журнале и в компании по производству журналов, она стала журналистом-фрилансером. Она писала о преступности, России и других темах. Среди ее книг «Сталин: портрет его семьи» (Бунгей Сюнджу), «Истинная природа политкорректности» (Ходзёша) и другие. В 2007 году она выиграла 6-ю премию Синчо в области документального кино за фильм «Фальсификация: правда об «учителе убийств» в Фукуоке» (Синчоша).