Рубрики
Политика Религия СМИ Церковь Объединения

Свободу матери Хан! Свободу пастору Сону! Противостояние демократическому кризису в Южной Корее

07.10.2025, Массимо Интровинье

Лидер Семейной федерации и уважаемый пастор церкви Сегеро в Пусане задержаны не «в соответствии с корейским законодательством», а в нарушение его.

4 октября Ченс Сон, сын пастора Сон Хён Бо, опубликовал тревожное сообщение: «Сегодня моя семья ходила на 10-минутное посещение, мой отец заболел гриппом, и у него почти пропал голос. Он сможет получить рецепт и лекарства только через 10 дней. Пожалуйста, молитесь, чтобы его здоровье не ухудшилось». Это сообщение не из тоталитарного режима — это из Южной Кореи, страны с демократическим строем, которая сейчас, похоже, проверяет на прочность этот термин.

Требование освобождение пастора Сона
Пасторы и старейшины в Пусане требуют освобождения пастора Сона при поддержке Роба Маккоя, многолетнего пастора церкви Godspeak Calvary Chapel в Калифорнии.

Пастор Сон не одинок. 82-летняя Хак Джа Хан Мун, лидер Семейной федерации за мир во всём мире и объединение (ранее — Церковь Объединения), известная миллионам как Мать мира, также находится за решёткой. То, как с ней обращаются, открыто афишируется обвинением и является не чем иным, как психологической войной. Согласно официальным заявлениям, опубликованным в корейских СМИ, она «впервые появилась на допросе 17-го числа прошлого месяца [сентября] и провела на нём около 9 часов 30 минут, а затем 24-го и 29-го числа того же месяца провела на допросе 4 часа 30 минут и 10 часов 20 минут соответственно». Это почти 25 часов допроса за две недели. Её ответы не изменились. Факты не изменились. Что действительно меняется, так это её здоровье, безопасность и доверие к правовой системе Южной Кореи.

Дело матери Хан несколько сюрреалистично. Обвинения предполагают, что она использовала ресурсы церкви для поддержки политиков, в том числе опального бывшего президента Южной Кореи, и оказывала неправомерное влияние на выборы. Однако не было представлено никаких достоверных доказательств того, что она лично руководила такой деятельностью. Семейная федерация последовательно утверждает, что роль матери Хан была духовной, а не политической. Обвинение в том, что она организовала массовую политическую вербовку членов «Семейной федерации» в Партию народной власти (ПНВ), которая сейчас находится в оппозиции, уже развалилось под собственным весом. Сначала обвинение утверждало, что в партию массово вступили 110 000 человек. Теперь эта цифра тихо пересмотрена в сторону уменьшения до 3500, как сообщают местные СМИ. Но это лишь одна нить в запутанной паутине обвинений.

Стратегия обвинения, похоже, заключается не столько в том, чтобы выстроить последовательную линию защиты, сколько в том, чтобы измотать обвиняемого. Допрос пожилого религиозного лидера с известными проблемами со здоровьем в течение почти 25 часов в течение двух недель, несмотря на ее последовательные показания, — это не стремление к истине, а психологическое истощение. Это нарушает как дух, так и букву международного права в области прав человека.

Дело пастора Сона также было искажено. Его обвиняют в том, что он призывал свою паству голосовать за кандидатов от НПП. Голосование — это гарантированное право в любой демократической стране. Призывать других голосовать — особенно за кандидатов, чьи ценности совпадают с вашими, — не преступление. Это политическая речь. Тем не менее пастор Сон был заключён под стражу под предлогом того, что его проповеди и церковная деятельность представляли собой незаконную агитацию.

Даже если согласиться с версией обвинения, прецедент говорит не в их пользу. В предыдущих случаях, когда религиозных деятелей уличали в нарушении норм, касающихся выборов, их наказывали небольшими штрафами, а не тюремным заключением. То, что происходит в Корее, свидетельствует о переходе от правоприменения к идеологическому наказанию.

Президент Ли, отвечая на вопрос президента Трампа во время его визита в США о «жестоких рейдах на церкви», сказал, что корейская судебная система действует в соответствии с корейским законодательством. Это утверждение явно ложное.

Согласно законодательству Южной Кореи, предварительное заключение допускается только в случаях, когда существует риск побега или уничтожения улик. Мать Хан лишили паспорта, а пастор Сон — публичная фигура с глубокими корнями в Корее. Ни один из них не пытался сбежать. Что касается улик, то в их церквях и офисах неоднократно проводились обыски. Были изъяты компьютеры, документы, телефоны — всё, что можно было изъять. Что ещё можно уничтожить? Сборник гимнов?

Кроме того, Корея связана обязательствами по международному праву. Она ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), статья 9 которого запрещает произвольные задержания и предписывает, чтобы предварительное заключение применялось в исключительных случаях, а не на регулярной основе. Эти принципы подробно изложены в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), и Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключёнными (Правила Нельсона Манделы).

В «Токийских правилах» подчеркивается, что содержание под стражей до суда должно применяться только в случае крайней необходимости, а приоритет следует отдавать альтернативным мерам. В них содержится предупреждение о недопустимости использования содержания под стражей для получения признательных показаний или наказания лиц до вынесения приговора. «Правила Нельсона Манделы» предусматривают гуманное обращение с заключенными, доступ к медицинской помощи и защиту от психологического насилия. Южная Корея нарушает оба этих правила.

Давайте будем точны. Длительные допросы матери Хан, несмотря на её последовательные показания, — это не поиск истины, а психологическая пытка. Невылеченные проблемы со здоровьем пастора Сона в учреждении, где базовая медицинская помощь откладывается на десять дней, — это не недосмотр, а пренебрежение. Это не единичные случаи. Это симптомы более масштабного кризиса.

Этот кризис затронул не только религиозных лидеров. Были арестованы политические деятели. Протестующие, выступающие против прокитайской политики президента Ли, столкнулись с запугиванием и ограничениями. На улицах Сеула прошли массовые демонстрации, но правительство ответило молчанием, слежкой и подавлением.

То, что мы наблюдаем, — это не просто злоупотребление законом, это откат от демократии. Верховенство закона используется как оружие против инакомыслия. Религиозная свобода определяется как угроза. Гражданское участие криминализируется. И всё это происходит в стране, которая претендует на звание оплота демократии в Восточной Азии.

Дело матери Хан также затрагивает тревожную транснациональную проблему. Теперь очевидно, что её арест является частью скоординированной кампании Южной Кореи и Японии по ликвидации Семейной федерации. В марте 2025 года суд первой инстанции в Японии вынес решение о роспуске церкви. Это решение в настоящее время обжалуется. Организация Объединённых Наций официально предупредила Японию, что такой шаг может нарушить международное право. Обращение Южной Кореи с матерью Хан и другими религиозными лидерами может представлять собой ещё более серьёзные нарушения. Произвольные задержания, принудительные допросы и криминализация религиозного лидерства не только несовместимы с демократическими нормами, но и противоречат международно-правовым обязательствам, которые взяла на себя Корея.

Международное сообщество должно отреагировать, Организация Объединённых Наций должна провести расследование, а правозащитные организации должны высказаться. Молчание — это соучастие.

Друзья, выступающие за свободу вероисповедания и человеческое достоинство во всём мире, должны объединиться вокруг простого и безотлагательного призыва: «Свободу матери Хан!» «Свободу пастору Сону!»

Потому что если демократия что-то и значит, то она должна означать справедливость — даже для тех, чья вера, голос или совесть бросают вызов власть имущим.

Массимо Интровинье (родился 14 июня 1955 года в Риме) — итальянский социолог религии. Он является основателем и управляющим директором Центра изучения новых религий (CESNUR), международной сети учёных, изучающих новые религиозные движения. Интровинье — автор около 70 книг и более 100 статей в области социологии религии.

С 2012 по 2015 год он был председателем Обсерватории религиозной свободы, созданной Министерством иностранных дел Италии для мониторинга проблем религиозной свободы во всём мире.

Источник: https://bitterwinter.org/free-mother-han-free-pastor-son-confronting-south-koreas-crisis-of-democracy/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *