Рубрики
Бизнес Культура Политика Туризм

Предложение о строительстве туннеля мира через Берингов пролив

Тоннель через Берингов пролив

Мост в новую эру международного сотрудничества

Сообщения о возможной встрече президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа на Аляске вызвали новую волну дискуссий о давно обсуждаемом проекте строительства тоннеля через Берингов пролив, который многие считают потенциальным символом укрепления мира и сотрудничества. Сторонники проекта утверждают, что такое межконтинентальное сообщение между Россией и США может стать как практичным транспортным маршрутом, так и шагом к улучшению отношений.

В эпоху, когда вновь звучат призывы к стабильности и конструктивному взаимодействию, немногие проекты могут сравниться по символическому и практическому потенциалу с предлагаемым туннелем мира через Берингов пролив. Этот железнодорожный и инфраструктурный объект, соединяющий Аляску и российский регион Чукотка, объединит американский и евразийский континенты. По мнению сторонников проекта, он может стать началом новой эры диалога и сотрудничества между Соединёнными Штатами, Россией и другими странами, открыв путь для улучшения коммуникации и сотрудничества.

Идея соединить Евразию и Северную Америку через Берингов пролив возникла в конце XIX века. В 1890 году Уильям Гилпин, первый губернатор территории Колорадо, предложил построить межконтинентальную железную дорогу с туннелем под Беринговым проливом как часть глобальной транспортной сети. В конце XIX — начале XX века Канада также рассматривала возможность расширения сети железных дорог на севере, например в направлении Доусон-Сити, которые можно было бы интегрировать в более широкую трансконтинентальную систему.

В 1905 году российский император Николай II дал предварительное согласие на строительство железнодорожного тоннеля, но к 1907 году, на фоне политической нестабильности после революции 1905 года и опасений по поводу американского вторжения, его правительство отказалось от поддержки проекта. В 1906 году консорциум, в который входили российские, американские и французские компании, объявил о масштабном проекте, о котором сообщила газета The New York Times, но, судя по архивным данным, проект так и остался на стадии разработки.

На Потсдамской конференции 1945 года советский лидер Иосиф Сталин предложил президенту США Гарри Трумэну соединить их железнодорожные сети туннелем или мостом, но Трумэн отказался из-за напряжённости в отношениях в период холодной войны. В середине XX века инженер Тун-Янь Линь выдвинул идею «Межконтинентального моста мира». Джозеф Штраус, главный инженер моста Золотые Ворота, также публично обсуждал возможность строительства Берингова моста.

В 1981 году доктор Мун Сон Мён объявил о своём видении строительства «Туннеля мира» — 85-километрового тоннеля под Беринговым проливом, стоимость которого на тот момент оценивалась в 200 миллиардов долларов США, — как части глобального «Шоссе мира». Он повторил своё видение во время инаугурации Федерации за всеобщий мир в 2005 году и во время первого тура по 100 странам. Его пропаганда стала одним из нескольких факторов, возродивших интерес к этой идее. Международная региональная группа по Берингову проливу (IBSRG) и её преемница IBSTRG с тех пор предоставляют инженерам, экономистам, политикам и борцам за мир многостороннюю платформу для изучения осуществимости проекта.

Совет по изучению производительных сил (СОПС), совместный орган Российской академии наук и Министерства экономического развития, сыграл ключевую роль в обосновании проекта «Берингов пролив» в современной России. Под руководством академика Александра Гранберга в 1990-х годах СОПС координировал междисциплинарные исследования, в том числе аэрофотосъемку маршрутов, геотехническое картографирование и разработку энергетических концепций. Совет прогнозирует дополнительные преимущества, такие как повышение энергоэффективности за счёт интеграции в энергосистему и разработка крупных месторождений на Дальнем Востоке России, что делает SOPS центральным центром знаний для продвижения проекта в России.

В 2014 году государственная газета «Жэньминь жибао» сообщила о предложении китайских инженеров построить высокоскоростную железнодорожную линию от Пекина до Аляски через 200-километровый туннель в Беринговом проливе, который неофициально называют маршрутом «Китай — Россия — Канада — Америка». Хотя это и не официальный правительственный план, он соответствует концепции «Один пояс — один путь».

Транссибирская магистраль в России доходит до Нижнего Бестяха, расположенного напротив Якутска на Дальнем Востоке. Железнодорожный мост через реку Лену находится в стадии строительства (2024–2028 гг.), но железнодорожных путей на восток, в сторону Магадана или Чукотки, нет. Продление железной дороги до Берингова пролива остаётся давней мечтой, несмотря на такие проблемы, как таяние вечной мерзлоты, сейсмическая активность, удалённость и отсутствие вспомогательной инфраструктуры.

От линии разграничения к Коридору мира

Берингов пролив, исторически служивший разделительной линией, может стать символом партнёрства. Два острова Диомида — один на территории США, другой в России — находятся на расстоянии всего около 4 километров друг от друга, что создаёт мощный образ потенциального воссоединения коренных народов, разделённых «ледяным занавесом» холодной войны. Строительство туннеля могло бы способствовать диалогу и сотрудничеству, но при этом потребовались бы чёткие договорённости об управлении, безопасности и контроле с участием всех заинтересованных сторон, включая коренные народы.

Во время Второй мировой войны Берингов пролив уже играл роль символического моста между Соединёнными Штатами и Советским Союзом. В рамках программы ленд-лиза американские самолёты доставлялись с Аляски в Сибирь по маршруту Аляска — Сибирь (ALSIB), который пролегал вблизи островов Диомида. Эти поставки укрепляли военный потенциал СССР в борьбе с нацистской Германией и превратили пролив в ворота для сотрудничества в военное время. Для многих ветеранов и историков это событие остаётся напоминанием о том, что даже в самые трудные времена две страны находили способы сотрудничать ради общей цели.

Предлагаемый 6000-километровый межконтинентальный коридор может включать в себя электрифицированную железную дорогу, линии электропередачи, оптоволоконную связь и, возможно, трубопроводы. По предварительным оценкам, на которые ссылаются сторонники проекта, его стоимость может составить от 50 до 100 миллиардов долларов США, а доходы от транзита могут быть значительными. Это может сократить время в пути между Азией и Северной Америкой по сравнению с морскими маршрутами через Суэцкий или Панамский каналы. Выгода для отдалённых регионов будет зависеть от параллельных инвестиций в местную инфраструктуру, и все прогнозы остаются предварительными. В определённые сезоны он также может служить альтернативой или дополнением к Северному морскому пути.

Скептики и вызовы

Реализация проекта строительства тоннеля сопряжена с многочисленными трудностями. Для финансирования в размере от 50 до 100 с лишним миллиардов долларов США потребуется беспрецедентное международное сотрудничество. Хотя Берингов пролив относительно неглубокий и стабильный, основная сложность заключается в строительстве тысяч километров подъездных железнодорожных путей через арктическую тундру с экстремально низкими температурами (до –50 °C), вечной мерзлотой и коротким строительным сезоном. Дополнительную сложность представляет коррозия, вызванная воздействием солёной воды. Оценки объёмов грузоперевозок, такие как заявление РЖД о том, что по тоннелю можно будет перевозить 3% мировых грузов, по мнению аналитиков, являются чрезмерно оптимистичными из-за более дешёвых морских альтернатив.

Наконец, в то время как у России есть долгосрочные планы по развитию транспортных коридоров в направлении Чукотки, Аляски и Канады, в настоящее время отсутствуют аналогичные федеральные инициативы или финансирование для создания связующей инфраструктуры, что приводит к значительному дисбалансу в плане готовности.

Осуществимость и воздействие

Функционирующая железнодорожная линия могла бы способствовать развитию туризма, культурного обмена и научно-исследовательского сотрудничества. Электрифицированная железная дорога могла бы сократить выбросы по сравнению с морскими перевозками, но при этом необходимо использовать технологии стабилизации вечной мерзлоты и обеспечивать строгую защиту путей миграции птиц и морских экосистем, особенно в заповеднике «Берингов мост».

Для реализации проекта потребуются совместные финансовые обязательства, тщательные технические исследования и поэтапная реализация. По состоянию на 2024 год официальных соглашений или целевого финансирования нет, а политический климат создаёт серьёзные препятствия.

Призыв к дальновидному руководству

Туннель мира через Берингов пролив не является панацеей, но он может стать практическим символом того, что Всемирная федерация мира называет «надеждой на примирение давно разделённых народов и идеологий» с помощью общей инфраструктуры. Для этого потребуется скоординированное участие Канады, азиатских партнёров, таких как Китай, Япония и Корея, потенциальных европейских или скандинавских участников освоения Арктики, а также США и России.

Правительствам, международным организациям, инвесторам и гражданскому обществу рекомендуется непредвзято отнестись к проекту строительства «тоннеля мира» через Берингов пролив, признавая его сложность и изучая его потенциал. Мы призываем создать международную техническую комиссию для проведения технико-экономического обоснования и налаживания диалога, выходящего за рамки текущих политических ограничений. Необходимо определить, можно ли воплотить эту идею в жизнеспособный проект, который принесёт пользу всему человечеству, тщательно изучив исторические прецеденты, проведя технико-экономическое обоснование и всестороннюю оценку экономических и экологических последствий.

Тагельдин Хамад, президент Федерации за всеобщий мир, 11 августа 2025 года

Источник: UPF International

Ссылки:
● Троицкий, М. С. (1994). «1.10.4 Проект моста через Берингов пролив». Планирование и проектирование мостов (иллюстрированное издание) John Wiley and Sons. С. 39–41. ISBN 978-0-471-02853-6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *