Рубрики
Публикации Религия Церковь Объединения

Мун Сон Мён (1920–2012). К столетию со дня рождения.

Автор: Егоров В.А., кандидат философских наук, доцент факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург), директор Центра религиоведческих и этноконфессиональных исследований

В истории новых религиозных движений, феномена второй половины XX века, как и тех религий, которые имеют большее историческое измерение, всегда огромную роль играли харизматические лидеры, основатели, которые должны обладать сильными волевыми качествами для того, чтобы донести до людей те религиозные представления, которые, как они считают, являются истинными, суметь организовать действующие структуры, поддерживать жизнеспособность возникшей религиозной институции.

Подобные качества, по Максу Веберу, присущи особым харизматическим личностям, обладающим исключительными способностями, которые определяются окружающими как божественные или образцовые, носитель которых становится примером для подражания и безусловно принимается как лидер.

Одним из таких религиозных харизматов в XX веке был Мун Сон Мён (1920–2012), чье столетие со дня рождения отмечалось его последователями в 2020 году, основателя религиозной организации «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства».

Мун Сон Мён родился в 1920 году в Корее в большой крестьянской семье, в которой было тринадцать детей. Он был вторым сыном в семье и пятым по старшинству. Семья была религиозной и исповедовала эклектичные принципы конфуцианства, буддизма и шаманизма, позднее приняла христианство и стала прихожанами Пресвитерианской церкви. В возрасте пятнадцати лет, в 1935 году, по утверждению Муна, им было получено откровение от Иисуса Христа, в котором он был призван на служение по спасению человечества, в последующие годы данное призвание было подтверждено в откровениях и другими религиозными лидерами прошлого: Конфуцием, Лао Цзы, Буддой и Мухаммедом.

1 мая 1954 года — дата начала деятельности нового религиозного института, когда в Сеуле Муном была открыта в небольшом арендованном доме церковь под названием «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства», которая позднее стала именоваться Церковью Объединения. Благодаря усилиям, направленным на миссионерскую деятельность спустя три года, в 1957 году, отделения Церкви существовали уже в 30 городах Кореи, в 1958 году первый миссионер прибыл в Японию, а 1959 году в Америку (1). Официальную регистрацию в правительстве Кореи церковь получила в мае 1963 года (2).

Несмотря на присутствие церкви за рубежом, какого-то активного роста ее членов и устойчивого присутствия на международном уровне не было:

«на Западе движение стало заметным лишь после приезда Муна в США в начале 70-х» (3).

До середины 60-х преподобный Мун работал и служил в Корее, изредка посещая другие страны, но начиная с 1965 года усилия прозелитической деятельности сместились с регионального, азиатского, уровня, на мировой, в первую очередь американский и западноевропейский. В этом году Мун совершил первый всемирный тур, во время которого посетил 40 стран. Следующий мировой тур был совершен в 1969 году, а в 1972 году он переехал в США и уже оттуда стал руководить церковью, которая приобрела больший институциональный характер и занялась активной миссионерской и социальной деятельностью во многих странах мира. Молодые члены церкви выходили на улицы городов, знакомились с людьми, рассказывали об учении Муна, приглашали на мероприятия и собирали средства на цели церкви. На волне движения хиппи, антивоенных акций, студенческих волнений в Европе и Америке в церковь пришло большое количество молодежи, увидевшей в ней некую альтернативу отвергаемому ею буржуазному миру и обществу потребления.

Кроме религиозной и социальной деятельности, преподобный Мун стал выступать с политическими заявлениями, в которых высказывался о своих антикоммунистических взглядах, о роли и значении Америки в борьбе с коммунизмом как антихристианским явлением и ее предназначении в мире в глобальном контексте. Все вместе привлекло к нему внимание политической элиты Америки и укрепило позиции как общественного и религиозного деятеля.

В середине 70-х Мун организовывает ряд значимых общественных мероприятий и выступает на них с заявлениями общенационального характера, которые имели широкий резонанс и освещались федеральными СМИ США: 18 сентября 1974 года он выступает в Нью-Йорке, в Мэдисон-Сквер-Гарден, с темой «Новое будущее христианства»; 1 июня 1976 года в рамках фестиваля «Боже, благослови Америку!», в честь двухсотлетия основания Америки, на стадионе «Янки» в Нью-Йорке и 18 сентября 1976 года на территории памятника Вашингтону в Вашингтоне, округ Колумбия. Так, в выступлениях общей темой звучала мысль об

«ответственности Америки — Божьей земли, которую Бог готовил для объединения всех рас, национальностей и религий с помощью ее христианского духа и основания» (4).

В 1975 году во время своего визита в Корею преподобный Мун организовал самый многолюдный в истории этой страны митинг под лозунгом «Всемирный поход за освобождение Кореи», собравший более миллиона человек.

Такая широкая публичная деятельность имела свои положительные, имиджевые результаты, которые проявились в медийном узнавании, признании общественной значимости, приобретении политического веса и авторитета среди политической и религиозной элиты, что в целом положительно повлияло и на церковь, которая в эти годы активно росла. Со временем интерес к проповеднической и социальной деятельности Муна стал уменьшаться, в нем стали видеть одного из представителей Новых религиозных движений, репутация которых на тот момент была крайне невысокой, к тому же его политические амбиции стали вызывать тревогу, и к концу 70-х годов в отношении него и церкви было проведено расследование одним из комитетов Конгресса США. Причиной данного расследования стало то, что в своих выступлениях Мун, высказываясь о своих ближайших задачах, ставил своей целью создание мирового правительства, в котором ему и церкви принадлежала бы главная роль. Предпринятая попытка в 1981 году освободить Церковь Объединения от налогов как религиозную организацию на основании законодательства США не удалась, а в 1984 году Мун Сон Мёна задержали, обвинив в неуплате налогов. Через год он был освобожден, потому что сторона обвинения не смогла предоставить необходимых доказательств, подтверждающих инкриминируемое преступление.

Следующий этап активности Муна как религиозного деятеля приходится на начало 90-х, когда 24 августа 1992 года Мун официально заявил, что он является Мессией, и это утверждение стало новым теологическим принципом церкви. На выступлении перед участниками церковной конференции Мун сказал следующее:

«В начале июля я выступал в <…> городах по всей Корее на митингах, проводимых Федерацией женщин за мир во всем мире. Там я объявил, что моя жена, президент WFWP (5) Хак Джа Хан Мун, и я являемся Истинными Родителями всего человечества. Я провозгласил, что [вместе] мы являемся Спасителем, Господом Второго пришествия, Мессией» (6).

Позднее, 23 марта 2004 года, выступая на торжественном вечере в здании Сената США им. Дирксена, Мун подтвердил ранее высказанное утверждение о том, что он является «Господом Второго пришествия»:

«преподобный Сон Мён Мун — не кто иной, как спаситель человечества, Мессия, возвращающийся Господь и истинный родитель» (7).

Муном была созданы многочисленные нерелигиозные некоммерческие организации (НКО), федерации, ассоциации, фонды и пр., которые работали в различных странах, имели международный статус и ставили перед собой различные задачи: экономические, просветительские, культурные, экологические, образовательные и др., деятельность которых была направлена на укрепление мира, доверия между странами и народами, экономическое благосостояние, развитие культурного и студенческого обмена и др. Среди наиболее известных: Федерация женщин за мир во всем мире (WFWP); Федерация cемей за единство и мир во всем мире (FFWPU); Всемирная ассоциация неправительственных организаций (WANGO); Международный совет безопасности (ISC): Федерация за всеобщий мир (UPF) и др. Так, к примеру, в 1994 году

«„Международная федерация за мир во всем мире“ провела в Сеуле <…> „Вторую всемирную конференцию за мир во всем мире“, в которой в числе почетных гостей приняли участие бывший президент СССР М. С. Горбачев, бывший Председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, премьер-министр Киргизии А. Юмагалов и бывший мэр Москвы Г. Х. Попов» (8).

Не являясь религиозными организациями по своей уставной деятельности и не ставя перед собой прозелетических целей, эти НКО существуют независимо от Церкви Объединения и не имеют того негативного шлейфа, который был у церкви в СМИ и, в основном, был связан с широко освещаемой антикультистской деятельностью, когда церковь обвиняли в промывании мозгов новообращенных, насильственном удержании тех ее членов, которые хотели уйти, финансовых махинациях. Были случаи похищения членов церкви и их насильственного депрограммирования. Подобная практика была признана антизаконной, а ее исполнители были осуждены.

Мун Сон Мён известен своей антикоммунистической позицией, для него идеология коммунизма имела прежде всего антихристианскую, антирелигиозную направленность. Известно откровение 2002 года, полученное им в отношении 120 коммунистов, в котором ему было явлено, что все они отказались от своих взглядов и приняли истинное учение. Среди них К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, М. Горький, Л. Троцкий, И. Сталин, В. Молотов, Н. Хрущев, Л. Брежнев и др.

Современная Церковь Объединения является международной организацией, имеет официальную регистрацию и присутствует в более чем 150 странах мира: Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании, Польше, России, Венгрии, Австралии, в странах Южной Америки и Юго-Восточной Азии, с наибольшим числом членов церкви в Южной Корее, Японии и Соединенных Штатах. Точное количество последователей церкви подсчитать трудно, такой статистики не ведется, в разных источниках называется разные числа, но речь идет о порядке нескольких миллионов человек.

Источником вероучения Церкви Объединения является Корпус Писаний, основополагающим из которых является «Божественный Принцип» и принимается как откровение, полученное преподобным Муном, в котором также присутствует

«толкование Ветхого и Нового Заветов с элементами других религий, таких как буддизм, конфуцианство, шаманизм и некоторых из корейских новых религий» (9),

необходимых для нынешнего времени. «Божественный Принцип» — главный теологический труд Церкви Объединения, который писался в течение нескольких лет и впервые был издан в 1966 году на корейском языке. Первое издание «Божественного Принципа» на русском языке появилось в 1997 году (10).

Как отмечает исследователь В. В. Заболотнева, кроме вероучительных положений, изложенных в «Божественном Принципе», книга также содержит взгляды на исторические процессы от древности до современности исходя из теологии церкви. Автор подчеркивает, что в своей деятельности религиозного и общественного деятеля, в многочисленных публикациях и выступлениях Мун Сон Мён

«постоянно высказывается и о многих социальных и политических проблемах, выступая с инициативами, направленными на укрепление взаимопонимания между народами и устранение бедности и неграмотности» (11).

Кроме «Божественного Принципа» в корпус Писаний входят и другие книги, в которые вошли откровения, духовные наставления, которые произносились Муном на различных выступлениях и встречах с членами церкви, и превышают несколько сотен книг.

В 2010 году, в год 90-летия со дня рождения и 50-летия с даты бракосочетания, Мун Сон Мён объявляет о выходе восьми священных книг, которые обязательны к прочтению каждому новому члену церкви и которые можно было бы использовать во внутренней деятельности в рамках религиозного образования, а также для прозелитической работы членами церкви с родственниками и друзьями. В этих книгах отражены основные принципы, установки и теология Церкви Объединения, и Мун говорил о них как о «последнем послании к человечеству» и учебниках, «представляющих всё сущее» (12).

В этот корпус вошли: 1) Сборник проповедей Мун Сон Мёна, 615 томов (1956–2012); 2) Божественный Принцип (1966); 3) Чхонсонгён (2004); 4) Обет семьи (1994); 5) Пхёнх-ва щингён (Писания мира и послания из духовного мира) (2005–2012); 6) Истинная семья: врата, ведущие на небеса (2009); 7) Хозяин мира, владыка родословия (2009); 8) Всемирное Писание (2009).

Выступая перед членами церкви, Мун так высказался об этом корпусе Писаний:

«Эти книги-учебники вы должны будете читать и изучать, даже когда перейдете в духовный мир. Это не просто слова, придуманные человеком; эти священные тексты и учебники учат Небесному пути, который Бог даровал Своим страдающим детям ради их спасения» (13).

После смерти Мун Сон Мёна в 2012 году Церковь Объединения вступила в новый, непростой этап своего существования, когда встал вопрос о преемнике и новом руководителе церкви. На тот момент среди возможных кандидатов были несколько человек — жена Муна Хак Джа Хан и их четверо детей (всего в браке было 14 детей): трое сыновей и одна дочь. Каждый из них претендовал на лидерство как глава крупного представительства церкви в мире или мировой общественной церковной организации, и по своему весу и значению в иерархии церкви мог бы стать в итоге ее главой. Вопрос о какой-либо другой кандидатуре не из династии Мун не рассматривался.

Дети говорили о том, что они являются прямыми наследниками Муна и по династийному праву претендовали на роль руководителя. Жена Муна основывала свои права на теологическом принципе Церкви Объединения — доктрине Истинных Родителей, в которой утверждалось, что для спасения и возвращения к Богу необходимо войти в родство с Богом через принятие Его и через благословение Истинных Родителей, а также создание своей семьи и восстановление прерванной линии родства с Богом грехом Адама и Евы. В качестве доказательства своего права на руководство церкви Мун Хак Джа Хан приводила высказывания Муна, в котором тот утверждал, что

«В сущности, я — первый основатель церкви, а мать — второй основатель церкви. Даже когда я один, я представляю Истинных Родителей. И то же самое касается матери. Когда она одна, она олицетворяет Истинных Родителей» (14).

Сразу после смерти Муна она заявила о своем праве на руководство церкви и продолжении ранее избранного курса:

«Я хочу ясно дать понять, что унаследую победоносное основание Истинного Отца и буду стоять в первых рядах, чтобы возглавить провидение на земле» (15).

В конечном счете Мун Хак Джа Хан стала единственным руководителем и лидером того наследия, которое оставил после себя Мун Сон Мён. Она предприняла ряд шагов, связанных с некоторыми преобразованиями в организационной структуре церкви, определила ее первичные цели и направления деятельности на непростом этапе после смерти ее основателя и бессменного руководителя Мун Сон Мёна, а также предприняла меры по укреплению положения церкви в общественном пространстве Кореи и других стран, в которых было сильно ее представительство. Все это показало Мун Хак Джа Хан как хорошего организатора и лидера, и статус руководителя церкви, отвечающего за ее внутреннюю и внешнюю деятельность, безусловно был закреплен за ней.

Хотя полностью раскола избежать не удалось — двое сыновей сохранили за собой те структуры, которые были им подчинены и на руководство которых ранее они были назначены их отцом, Мун Сон Мёном, — преобладающая часть Церкви Объединения и различных общественных организаций, учрежденных Муном, сохранили верность Церкви Объединения и приняли его вдову, Мун Хак Джа Хан как преемника Мун Сон Мёна и нового руководителя церкви.

В 2020 году, перед самым началом локдауна, связанного с угрозой COVID-19, в столице Южной Корее, Сеуле, по инициативе Мун Хак Джа Хан и Федерации за всеобщий мир (UPF) был проведен Всемирный саммит — 2020, в котором приняло участие около 7000 человек из 170 стран мира, представителей политики, науки, культуры, СМИ, религиозных и общественных организаций. Саммит прошел под общей темой «Построение мира во всем мире и воссоединение Корейского полуострова посредством взаимозависимости, взаимного процветания и универсальных ценностей», а по его итогам была принята «Всеобщая декларация мира», в которой отмечается, что

«Небесный единый мир — это глобальное сообщество миролюбивых граждан, чьи неустанные усилия в областях взаимозависимости, взаимного процветания и общечеловеческих ценностей помогают разрешать конфликты и разногласия, вызванные религиозной, этнической или национальной принадлежностью» (16).

В России Церковь Объединения присутствует с 1989 года. Хотя, как указывает исследовательница Т. Н. Кузнецова, еще в 70-е годы XX века некоторые сотрудники зарубежных компаний, которые работали в СССР и были членами Церкви Объединения, делились своими вероучительными принципами с теми гражданами СССР, с которыми им приходилось сотрудничать, но это все носило частный и несистемный характер. Они привозили с собой религиозную литературу, раздавали ее своим знакомым, устанавливали неформальные отношения с чиновниками и сотрудниками различных организаций.

Чуть ранее, в 1968 году, начала осуществлять свою деятельность церковная миссия «Колибри», целью которой являлась работа с выходцами из стран социалистического лагеря, которые эмигрировали и осели в Западной Европе. Через несколько лет была организована миссия «Бабочка», участники которой направлялись уже непосредственно в страны социалистического лагеря Европы — в Венгрию, Польшу, Чехословакию, в том числе и Советский Союз — для продвижения идей Церкви Объединения Мун Сон Мёна и которые искали интересующихся в этих странах, насколько это было возможно в тех условиях тотального государственного контроля (17).

Такая деятельность способствовала тому, что когда в СССР начали происходить политические и социальные преобразования, которые привели к идеологическому и религиозному плюрализму, изменению сложившихся на тот момент государственно-конфессиональных отношений, то церковь достаточно быстро вышла

«на общественную арену. <…> А с 1989 года Движение Объединения Муна стало не просто известным, но и популярным» (18).

В 1989 году произошло важное событие, которое было освещено в отечественных СМИ, положительно повлияло на известность церкви в СССР и укрепило ее положение в общественном пространстве. С 28 октября по 31 ноября 1989 года в Москве, в Свято-Даниловом монастыре, в котором располагается Резиденция Патриарха Русской православной церкви,

«Советом мировых религий (основанным Муном) была проведена конференция на тему „Троичные основания христианского единства“. Представитель Церкви Объединения Чон Фан Куак прибыл в Россию по особому приглашению РПЦ и имел аудиенцию у митрополита Филарета (Вахромеева), который был затем, в свою очередь приглашен на заседание Ассамблеи мировых религий, прошедшей в августе 1990 года в США, где встретился с Сан Мён Муном и его супругой» (19).

11 апреля 1990 года произошло еще более знаменательное событие для Церкви Объединения — встреча Мун Сон Мёна с первым и последним Президентом СССР М. С. Горбачёвым. А днем ранее, 10 апреля 1990 года, Мун Сон Мён выступил на открытии XI Всемирной конференции средств массовой информации в Москве, организатором которой он являлся.

Мун Сон Мён, вспоминая об этой официальной встрече с Президентом М. С. Горбачёвым в своей автобиографии отмечал, что на ней речь шла о свободе вероисповедания и о ее важности для дальнейшего реформирования страны.

«Если ваши реформы затронут лишь материальный мир и произойдут без участия Бога, перестройка будет обречена на провал. Эпоха коммунизма подходит к концу, и единственный путь спасти страну ― разрешить в ней свободу вероисповедания» (20).

Сам Мун больше в России не был, но в 1995 году он должен был приехать на встречу с членами церкви на Украине, в Киеве, но его планируемый приезд вызвал негативную реакцию родителей и родственников детей и близких, которые присоединились к церкви, что широко освещалось украинскими СМИ, и встречу пришлось отменить (21). Его жена, Мун Хак Джа Хан, позднее дважды посещала Россию: в 1999 году она была в Москве и в 2000 году в Москве и Санкт-Петербурге как официальный представитель Церкви Объединения и ее лидер.

21 мая 1992 года в Министерстве юстиции Российской Федерации «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» была зарегистрирована как религиозная организация под регистрационным номером 142, а 21 декабря 2000 года прошла перерегистрацию с изменением в названии — Ассоциация христианских «Церквей Объединения». Через десять лет, 14 сентября 2010 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало новое официальное название — Централизованная религиозная организация «Церковь Объединения — христианство в изложении Божественного Принципа». На 1 января 1996 года было зарегистрировано тринадцать общин в различных города РФ (22). В 2006 году была 1 Централизованная и 8 местных религиозных организаций (23), на 1 декабря 2012 года было зарегистрировано 1 Централизованная организация и 5 местных (24). На конец 2018 года ситуация не изменилась.

На сегодняшний день церковь продолжает осуществлять свою деятельность, находясь в состоянии стабильного существования без какой-либо тенденции к росту. Точное количество последователей церкви установить достаточно сложно, церковь не ведет статистического учета прихожан, но едва ли превышает несколько тысяч человек.

В своей деятельности в России Церковь Объединения придерживается устава, в котором изложены ее цели и задачи, основой которых является

«Совместное исповедание „христианства в изложении Божественного Принципа“, распространение вероучения Церкви, удовлетворение религиозных потребностей граждан. К достижению целей организация стремится, изучая Библию, другие Священ-ные Писания и Божественный Принцип, воспитывая верующих в соответствии с Библией и Божественным Принципом. Члены и верующие Церкви несут глубокую веру в Бога, честно трудятся во имя Бога и для блага России и всего человечества, воплощения модели здоровой семьи, устанавливают и укрепляют межрелигиозные контакты» (25).

К основным видам уставной деятельности церкви относятся:

«Совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний <…> Проведение благотворительных акций и мероприятий в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов <…> Организация и проведение благотворительных акций по оказанию гуманитарной помощи наименее защищенным слоям населения (многодетным семьям, сиротам, инвалидам, пенсионерам, одиноким гражданам и др.). <…> Распространение информации, имеющей отношение к библейским истинам и пророчествам, а также объясняющей Библию и затрагивающей научные, исторические, социальные и иные темы, способами, не противоречащими действующему законодательству» (26).

В целом отношение к Церкви Объединения со временем изменилось и перестало быть настороженным, протесты против осуществляемой ею деятельности и отрицательные публикации в СМИ, которые были в 80-х и 90-х годах, сошли на нет.

Сейчас церковь больше занимается своими внутренними делами, а вот те общественные организации, которые ранее были организованы Мун Сон Мёном, активно продолжают свою деятельность, самостоятельно или в партнерстве с государственными и общественными организациями, а также с религиозными лидерами, политиками и общественными деятелями многих стран мира.

Возможно говорить о том, что Церковь Объединения является религиозным институтом для членов церкви и сосредоточена на своей внутренней деятельности, а основные виды внешней, внерелигиозной деятельности, сосредоточенные на реализации инициатив Муна по созданию справедливого, мирного общества, объединяющего всех людей земли, ведутся различными общественными движениями, фондами, учрежденными Муном, в первую очередь Федерацией за всеобщий мир (UPF), которая имеет специальный консультативный статус в Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС) (27) при ООН, а с 2018 года генеральный консультативный статус при ЭКОСОС ООН (28).

В России международная Федерация за всеобщий мир (UPF) также имеет свое представительство и ведет широкую общественную деятельность, и о ее деятельности знают больше, чем о самой церкви и ее основателе Мун Сон Мёне. С 2006 года издается журнал “UPF Today”, который освещает деятельность Федерации за всеобщий мир, с 2008 года выходит русская версия журнала “UPF Сегодня” (29) тиражом 1000 экземпляров.

В предисловии к номеру 2019 года «UPF Сегодня» с общей темой «Всеобщий мир: новые подходы» Константин Крылов, Генеральный секретарь Евразийского отделения Федерации за всеобщий мир, высказал мысль о важности неправительственных, негосударственных форм общения и сотрудничества в миротворческой деятельности, которая с каждым годом становится все актуальнее в современном, быстроменяющемся глобальном мире:

«Мы глубоко убеждены, что мир достижим преодолением личных ограничений, достижением гармонии между религиями и национальностями посредством межкультурного диалога и сотрудничества. В этом миротворческом движении „от сердца к сердцу“ главную роль играет неправительственный сектор» (30).

Одной из незавершенных инициатив преподобного Муна можно считать его планы, связанные с реорганизацией деятельности Организации Объединенных Наций. Мун видел ООН как двухпалатную структуру:

«В дополнение к Генеральной Ассамблее должна появиться религиозная. Или культурная, ассамблея или совет. В эту организацию войдут крупнейшие духовные лидеры и деятели из сфер религии, культуры и образования. Членам этой Межрелигиозной ассамблеи предстоит выйти за рамки интересов отдельных религий и культур и высказаться в защиту духовных и нравственных ценностей всего человечества. <…> эти две палаты, сотрудничая друг с другом и проявляя взаимное уважение, смогут реально приблизить построение всеобщего мира на земле» (31).

Говоря о теологических положениях Церкви Объединения, можно отметить следующие, которые дают представление о том, во что верят ее последователи.

Бог — Небесный Родитель и Творец мира духовного и мира физического, задачей которого является создание идеального мира на земле. Люди, мужчины и женщины, являются Его творениями, которым необходимо избавиться от греха и восстановить истинные отношения с Богом, в результате которых возможно построить Царство Небесное как на земле, так и на небесах.

Адам и Ева — первые люди, которые согрешили в глазах Бога, что послужило причиной духовной смерти их самих и их потомков, произошла утрата знания о своем божественном происхождении и своего предназначения и как следствие — невозможность построения Царства Божьего на земле из-за грехопадения.

Для того чтобы восстановить потерянную связь с Богом, необходимо духовно воскреснуть, вернуться к духовной жизни, в результате чего наступит Царство Божье на земле во главе с Богом, который является Истинным Родителем всей мировой человеческой семьи.

Концепция об Истинных Родителях является важной частью теологии Церкви Объединения. Из-за согрешения Адама и Евы, первой семьи на земле, все их потомки грешны и не могут наследовать Царства Небесного. Для того чтобы избежать этой участи и быть спасенным, необходимо стать частью семьи Бога и получить Его признание как своих детей. Это возможно через приобщение к роду Истинных Родителей, которыми являются Мун Сон Мён и его жена Мун Хак Джа Хан.

Фундаментальной базовой ценностью в учении церкви является семья, поддержание которой, ее укрепление считается важной составляющей жизни верующего. Необходимо сохранять верность в брачных отношениях, недопустимы интимные отношения вне брака. В церкви практикуется отказ от употребления наркотиков, алкоголя и табака. Приветствуется помощь ближним в трудных жизненных ситуациях, как духовная, так и материальная, личная и социальная ответственность.

Каждое воскресенье проходят богослужения, которые являются открытыми и свободными для посещения всеми желающими, как членами церкви, так и нет. Церковь живет по закону десятины, когда одна десятая совокупного дохода приносится Богу через церковь. Пост является важной духовной практикой и носит добровольный характер. Церковь Объединения живет по законам той страны, в которой находится, уважает сложившиеся традиции и обычаи, верующие не уклоняются от исполнения своего гражданского долга.

Характеризуя теологические положения Церкви Объединения, можно отметить их синкретичность, ориентацию на Библию как один из главных источников вероучения, при этом теологические положения имеют сходство

«с христианскими представлениями, однако некоторые из них, в первую очередь, учение о Троице, о природе Бога, сотериологические представления весьма далеки от „исторического“ христианства» (32).

В целом отечественных научных исследований, связанных с Церковью Объединения, в России не очень много — есть книга историка Т. Н. Кузнецовой 1999 года «Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сон Мён Муна». Отдельный параграф этому религиозному направлению посвятил в своей монографии «Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ)» 2006 года известный отечественный религиовед, профессор И. Я. Кантеров. Краткую информацию мы найдем в книге 1997 года «Новые религиозные движения» профессора Лондонской школы экономики и политических наук (Лондонский университет) Айлин Баркер, которая сама исследовала и много писала о них в Великобритании. Упоминает о Мун Сон Мёне и Церкви Объединения религиовед Э. С. Элбакян в своей статье о новых религиях западного происхождения в современной России.

Сноски по тексту:

1 Unification Church. Unification Church fast facts and introduction. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.religionfacts.com/unification-church (дата обращения: 25.09.2021).

2 Мать мира / Мун Хан Хак Джа. — М.: «Сам Полиграфист», 2020. — С. 105.

3 Баркер Айлин. Новые религиозные движения. — СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1997. — С. 263.

4 Мать мира / Мун Хан Хак Джа. — С. 121.

5 WFWP — The Women’s Federation for World Peace. Федерация «Женщины за мир во всем мире» — одна из многочисленных международных общественных организаций, к созданию которых имел отношение Мун Сон Мён, но напрямую не аффилированная с Церковью Объединения. Основана в 1992 году. В России зарегистрирована как РОО Федерация «Женщины за мир во всем мире» в 1994 году Управлением Министерства юстиции г. Москвы. В настоящее время продолжает свою деятельность.

6 Barker Eileen. The Unification Church: a kaleidoscopic introduction // Society register. — 2018. — № 2(2). — P. 30.

7 Ibid. — P. 31

8 Империя Муна: Мечта о мире. [Электронный ресурс]. — URL: https://imperiamuna.wordpress.com/2011/03/12/империя-муна-мечта-о-мире/ (дата обращения: 19.11.2021).

9 Barker Eileen. The Unification Church: a kaleidoscopic introduction. — P. 22.

10 Божественный Принцип. Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства. — 1997. — 450 с.

11 Заболотнева В. В. Социальные учения новых религиозных движений: теоретико-методологические основы исследования. [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-ucheniya-novyh-religioznyh-dvizheniy-teoretiko-metodologicheskie-osnovy-issledovaniya (дата обращения: 09.10.2021).

12 Провиденциальное значение наследования восьми священных текстов. [Электронный ресурс]. — URL: http://8bооks.ru/hоlybоx (дата обращения: 01.10.2021).

13 Восемь священных текстов Церкви Объединения. [Электронный ресурс]. — URL: http://8bооks.ru/abоut (дата обращения: 01.10.2021).

14 Цит. по: Mickler Mickler L. Gender Politics in Post — Sun Myung Moon Unification Movement Church. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.academia.edu/42603305/Gender_Politics_in_Post_Sun_Myung_Moon_Unification_ Movement (дата обращения: 23.11.2021).

15 Цит. по Mickler Michael L. The Post-Sun Myung Moon Unification Church. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.academia.edu/42604343/The_Post_Sun_Myung_Moon_Unification_Church (дата обращения: 21.11.2021).

16 Отчет по конференции «Всемирный Саммит — 2020». [Электронный ресурс]. — URL: http://eurasia.upf.org/new/inter/1516-summit2020 (дата обращения: 10.12.2021).

17 Миссия Бабочки. Пионеры за Железным занавесом. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mirboga.ru/blog/oleg-kuzmin/missiya-babochki-pionery-za-zheleznym-zanavesom (дата обращения: 19.11.2021).

18 Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сон Мён Муна. — М., 1999. — С. 331.

19 Там же.

20 Мун Сон Мён. Человек планеты любящий мир. Преподобный Мун Сон Мён. Автобиография. — М.: Московский печатный двор, 2010. — С. 259.

21 Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сон Мён Муна. — С. 337.

22 Цит. по: Там же. — С. 339.

23 Статистика религиозных организаций (2006 г.) // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 6. Сборник статей. — М.; СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2008. — С. 389.

24 Элбакян Е. С. Новые религии западного происхождения в современной России: общие характеристики и специфические черты // Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, Центральный дом журналиста, 14 декабря 2012 г. — М., 2013. — С. 126.

25 Устав Централизованной религиозной организации «Церковь Объединения — христианство в изложении Божественного Принципа». [Электронный ресурс]. — URL: http://unification.ru/ustav/ (дата обращения: 17.08.2021).

26 Там же.

27 Экономический и Социальный Совет — главный орган, отвечающий за координацию экономической и социальной деятельности Организации Объединенных Наций и организаций, входящих в систему ООН. ЭКОСОС занимает центральное место в деятельности системы ООН по продвижению всех трех аспектов устойчивого развития — экономического, социального и экологического.

28 Статус Федерации за всеобщий мир при Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. — URL: https://eurasia.upf.org/about-upf/upfandun (дата обращения: 19.07.2021).

29 Сайт журнала «UPF Сегодня». — https://eurasia.upf.org/publications/upftoday

30 UPF Сегодня. Всеобщий мир: новые подходы. Зима 2019. [Электронный ресурс]. — URL: https://eurasia.upf.org/publications/upftoday/1520-zhurnal-upf-segodnya-zima-2019 (дата обращения: 23.11.2021).

31 Мун Сон Мён. Человек планеты любящий мир… — С. 353.

32 Элбакян Е. С. Новые религии западного происхождения в современной России… — С. 126.

Издание: Многообразие религиозных форм современной России / Отв. ред. Егоров В. А. — СПб.: Издательство РХГА, 2022. — 248 с.

ISBN 978-5-907505-70-4

Данная коллективная монография включает в себя научные статьи, отражающие историю и традиции религий, их религиозные, мировоззренческие и нравственно-этические установки, государственно-конфессиональные отношения в прошлом и настоящем в условиях постсекулярного глобального мира, светскости государства, поликонфессиональности и многонациональности современной России.

В. А. Егоров. Феномен Церкви Объединения Мун Сон Мёна: от активизма до традиционализма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *