6 января 2014 г., «Телеграф», Великобритания
Культ. Это слово звучит зловеще еще с 1970-х годов, когда Церковь Объединения, мессианский гибрид христианства и корейской традиции, начала крупномасштабную кампанию по привлечению в свои ряды молодых людей в Америке и Европе. Последователей звали «мунистами» по имени их лидера, преп. Мун Сон Мёна, и средствам массовой информации было где разгуляться. Газеты были заполнены рассказами подростков о том, как их удерживали против их воли в мунистских домах, о промывании мозгов и разбитых семьях. Некоторые из этих историй были правдивыми, некоторые совершенно лживыми; многие из них страдали преувеличениями.
«Антикультисты» сколотили себе неплохое состояние, перебираясь из одной телестудии в другую и рассказывая о том, что все «культы» — мунисты, сайентологи, кришнаиты, мормоны (они широко раскинули свою сеть) — вытворяют одинаковые трюки с сознанием людей. Они выдвигали сложные теории «контроля сознания» для объяснения того, почему культы отличаются от признанных религий. Результат? Стоило лишь молодому человеку посетить встречу, организованную маргинальной религией, как их родители совершенно теряли рассудок.
На сцене появляется д-р Эйлин Баркер из Лондонской школы экономики, наверняка единственный социолог в мире, которая начала свою карьеру в качестве профессиональной актрисы. В 1981 г. она выпустила книгу «Становление муниста», в которой дотошно описывается жизненный путь людей, участвовавших в мероприятиях мунистов. Она обнаружила, что лишь крошечная их часть в итоге присоединялась к Церкви Объединения. Таким образом, если мунисты действительно занимались промыванием мозгов, то это получалось у них потрясающе плохо.
Профессор Баркер (именно такого ученого звания она добилась) работала с другими социологами, изучающими религии, чтобы разработать новую основу для анализа деятельности «культов». Вот мое краткое описание. Культы, секты, новые религиозные движения (неважно, как вы их называете) по своей сути не отличаются от других религий, большинство из которых начинали как своего рода культы, при этом христианство является здесь классическим примером. Их нужно оценивать точно по таким же строгим критериям, как и любое другое религиозное объединение.
Но Эйлин Баркер не отрицала, что люди, присоединяющиеся к небольшим религиозным группам, часто испытывают психологические трудности, или что методы привлечения новых последователей могут быть скрытыми, или что семьи начинают испытывать напряженность, или что в закрытом, эмоционально насыщенном окружении могут иметь место сексуальные домогательства. Существовала необходимость в появлении организации по изучению новых и находящихся в меньшинстве религиозных движений (предпочитаемый ею термин), основанном на фактических доказательствах, а не на нагнетании страха или собственной пропаганде культов.
И поэтому 25 лет назад появилась организация Inform («Информационная сеть о религиозных движениях»). С момента своего создания она помогала бесчисленному количеству верующих, бывших членов, обеспокоенных родителей, любопытных ученых и шумных журналистов раскрыть грязную реальность веры в современную эпоху. Она также организовывает конференции и симпозиумы, консультирует правительство Великобритании и правоохранительные органы, почему и получает (вполне заслуженно) государственное финансирование.
Должен признаться в личной заинтересованности: Эйлин была моим (замечательным) научным руководителем при защите докторской, и в течение нескольких лет я являлся довольно бесполезным администратором «Информ». Она волевая, смешная, нежная и иногда пугающая женщина — и она продолжает сводить с ума немногих оставшихся «антикультистов», проверяя на достоверность их дикие заявления…
Интересно, что с изменением религиозного ландшафта сместились и акценты организации. Сейчас все меньше «культов» в старом стиле, и все больше противоречивых религиозных групп, выходящих из ислама и христианства, многие из которых ассоциируются с сообществами иммигрантов: например, теология «обладания духом» в западноафриканских церквях требует постоянного и деликатного мониторинга.
Последняя мысль. Помню, как 1990-х годах Эйлин говорила мне: «Я надеюсь, что ты осознаешь, что можно найти точно такие же нарушения в «старой» религии, например, в Бенедиктинском монастыре, что и в культах». Увы: как же она была права.
Дамиан Томпсон
Перевод: bfamily.ru