Рубрики
Политика Религия СМИ Церковь Объединения

Что означает дело Церкви Объединения для свободы вероисповедания

Japan
Токусигэ Кондо, исполнительный директор Семейной федерации за мир во всём мире и объединение (бывшая Церковь Объединения), покидает Токийский верховный суд после подачи немедленной апелляции. 7 апреля, Касумигасэки, Токио

Решение Японии о роспуске Церкви Объединения «опустило планку», — говорят японские учёные и другие критики, выражая обеспокоенность по поводу свободы вероисповедания.

В конце 2023 года Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (MEXT) подало официальный запрос на роспуск Церкви объединения, официально известной как «Семейная федерация за мир во всём мире и объединение». Этот шаг был предпринят из-за неоднократных нарушений гражданского законодательства.

Для некоторых это была давно назревшая мера. Убийство бывшего премьер-министра Синдзо Абэ в 2022 году человеком, который испытывал глубокую неприязнь к церкви, выявило давние проблемы. К ним относились заявления о принуждении к пожертвованиям, отчуждении семей и агрессивной прозелитизации.

Общественный резонанс усилился. Политические связи между некоторыми политиками из правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) и церковью оказались под пристальным вниманием.

В марте 2025 года Окружной суд Токио утвердил постановление о роспуске. Однако многие поставили под сомнение легитимность, прозрачность и потенциально непредвиденные последствия этого шага правительства.

Массимо Интровинье, итальянский социолог и основатель Центра исследований новых религий, раскритиковал решение Токийского окружного суда от 25 марта 2025 года о роспуске Церкви Объединения. Он заявил, что это решение «наносит ущерб всем религиям, Японии и её международному имиджу». По его мнению, этот шаг создаёт тревожный прецедент вмешательства государства в религиозные дела.

Интровинье подчеркнул, что роспуск был основан на гражданских, а не уголовных нарушениях. Это отличается от предыдущих случаев, когда религиозные организации распускались после вынесения уголовных приговоров. Он предупредил, что этот сдвиг может поставить под угрозу другие религиозные группы, заявив: «Все религии в проигрыше, поскольку сейчас они находятся под угрозой в Японии».

Давние сомнения

Такие опасения не новы. Японские учёные и комментаторы уже много лет поднимают вопрос о юридических и конституционных рисках, связанных с роспуском религиозных организаций.

В диалоге, опубликованном в декабрьском номере журнала Seiron за 2023 год, теолог Харухиса Накагава и комментатор Цутому Нисиока выражают серьёзные сомнения в справедливости и законности ходатайства Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий о роспуске церкви.

Накагава, у которого есть опыт борьбы с сектами, признал, что методы работы церкви вызывают вопросы. Однако он предупредил, что действия государства должны соответствовать высоким стандартам юридического нейтралитета и свободы вероисповедания. «Мы должны чётко различать веру и организацию», — настаивал он.

Изменение правил

Обоснование правительством своего запроса о роспуске организации было связано с предполагаемыми системными нарушениями гражданского законодательства, в том числе агрессивной тактикой продажи духовных товаров и крупномасштабным мошенничеством с пожертвованиями.

Критики, такие как Нисиока, утверждают, что эти действия, хотя и сомнительны с этической точки зрения, не являются уголовными преступлениями в том масштабе, который обычно требуется для роспуска организации. Он отметил, что в предыдущих случаях, связанных с религиозными корпорациями, такими как культ «Аум Синрикё», «требования были высокими: очевидные уголовные преступления, приведшие к прямому ущербу, такие как атака с применением зарина в токийском метро.

Однако министерство изменило свою интерпретацию Закона о религиозных организациях, сославшись на неоднократные гражданские нарушения, а не на уголовные преступления, как на основания для роспуска. Это изменение интерпретации, предупредил Накагава, может создать тревожный прецедент.

«Критерии, определяющие основания для роспуска, внезапно снизились», — сказал он. Он отмечает, что на момент подачи запроса Церковь Объединения не была осуждена за серьёзное уголовное преступление. «Дело не только в одной группе. Дело в том, как далеко может зайти правительство в определении того, какие религиозные практики допустимы».

Надлежащий процесс или политическое давление?

Ещё одна ключевая проблема связана с нейтральностью процесса. Нисиока подчёркивает, что расследования, проведённые правительством, были необъективными.

Вместо того чтобы полагаться исключительно на публичные доказательства и надлежащую правовую процедуру, правительство активно сотрудничало с группами юристов-активистов. Многие из них долгое время выступали против Церкви Объединения. Критики утверждают, что из-за такого тесного сотрудничества было трудно отличить судебные разбирательства от политической активности.

Роль СМИ ещё больше усложняет ситуацию. После убийства Абэ освещение деятельности Церкви Объединения в основном было односторонним, часто смешивались личные страдания с коллективной виной. Истории о разрушенных семьях и финансовой эксплуатации доминировали в заголовках, разжигая общественный гнев.

Однако голоса нынешних прихожан или тех, у кого был положительный опыт, практически не звучали в основных публикациях. Накагава предупреждает, что такая предвзятость СМИ имеет реальные последствия: «В глазах общественности церковь была распущена ещё до начала судебного процесса».

В основе всего этого лежит более глубокое противоречие между защитой уязвимых людей и сохранением свободы вероисповедания. Конституция Японии гарантирует свободу вероисповедания, которая исторически считалась неприкосновенной.

До решения Токийского суда Церковь Объединения, несмотря на многочисленные споры вокруг неё, оставалась официально признанной религиозной организацией с десятками тысяч последователей. Нисиока и Накагава подчёркивают, что расформирование такой группы — особенно без уголовных судимостей — может привести к ослаблению конституционной защиты.

Будущее веры и закона

Также есть опасения, что этот прецедент может повлиять на другие религии меньшинств. Накагава, христианский пастор, отметил, что некоторые протестантские секты также обвиняли в принудительном поведении или эмоциональных манипуляциях. Однако мало кто выступает за их роспуск. «Как только вы открываете дверь государственному вмешательству, основанному на расплывчатых определениях вреда или социальных потрясений, — сказал он, — становится трудно понять, где провести черту».

Было ли роспуск организации необходимым актом правосудия или политическим манёвром в ответ на общественный резонанс? Могут ли гражданские нарушения оправдать ликвидацию религиозной корпорации? Самое главное, станет ли это дело прецедентом, определяющим, как Япония соблюдает баланс между защитой личности и коллективной свободой?

На данный момент решение о роспуске Церкви Объединения является знаковым событием в современной религиозной и правовой истории Японии. Пока неясно, будет ли оно в конечном счёте воспринято как торжество ответственности или как опасное злоупотребление государственной властью.

Источник: JAPAN Forward 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *